Сегодня 23 Августа 2017 г. 14:01
 




?????? ???????????
Главная/Новогодниие ёлки 16-17/Статьи/Проблемы преподавания истории.
Проблемы преподавания истории.

     Историческая наука, как никакая другая подвержена влиянию государства. В сталинские времена мы изучали «Краткий курс истории ВКП(б)», в брежневские штудировали «Целину», «Возрождение» и «Малую землю», в период горбачевской перестройки узнали про «белые пятна истории». Естественно, что в каждый период кардинально менялись учебники, подходы, методика. Современный этап также не стал исключением. И дело не только в создании новых учебников и интерактивных методик, поменялась сама система преподавания, на смену линейной системе (при которой история начинала изучаться с 5 класса и заканчивалась в 11 классе) пришел, так называемый концентр. (история изучается с начала с 5 по 9 класс, а затем изучается снова с 10 по 11 класс).

     Санкт- Петербург, как субъект Российской Федерации, дольше всех остальных регионов сопротивлялся переходу на концентрическое изучение истории, отстаивая преимущества линейной системы. Учителя, методисты, городское руководство писали письма, выступали на конференциях, доказывали фактами. Но чиновников от образования не убедили даже результаты ЕГЭ, в котором Санкт-Петербург показал в 2003 г. (первый год проведения ЕГЭ по истории) лучшие результаты по сравнению с другими регионами. Тогда в ЕГЭ тестировались и наши учащиеся, которые обучались по линейной системе. Однако недаром говорят, что плетью обуха не перешибешь – через лицензирование школ, аттестацию и пр. административные методы нас заставили перейти на новую систему преподавания истории, называемую концентром: первый концентр – основная школа (5-9 классы), второй концентр – средняя школа (10-11 классы). Оформилась и дифференциация подходов к изучению истории на этих двух уровнях.

       В первом концентре история изучается в классическом варианте, где в основе лежит событийно-хронологический принцип, упор делается на усвоение учащимися самых значимых дат, фактов, проблем, выбор наиболее важных исторических личностей, развитие и закрепление у школьников навыков и умений сравнивать, устанавливать закономерности. На этом уровне преподаватели используют различные объяснительные модели истории: формационную, культурологическую, ризомную (альтернативную) и другие.

     Второй концентр нацеливает на изучение истории на проблемно-теоретическом уровне. В полной средней школе важнейшим итогом является не просто усвоение фактов, событий и установление взаимосвязей между ними, но и их интерпретация, сравнение различных подходов к объяснению явления, выяснение зависимости современных тенденций развития с историческим прошлым. Особую роль в объяснении истории на этом уровне играют цивилизационный и социокультурный подходы.

     Такое разделение по уровням и теоретическое их наполнение, казалось бы, позволяют учителю легко перевести эти новые положения в практическую плоскость. Но здесь-то и возникают проблемы: явно не достаточное количество учебного времени для интерпретации истории во втором концентре; недостаток современных, адаптированных к условиям школы учебников и методической литературы (на сегодняшний день созданы современные учебники только для 10 и 11 классов), основанных на цивилизационном принципе объяснения прошлого и т.д. Одной из трудностей для преподавателя по-прежнему остаётся вопрос отбора материала, распределение его по уровням и истолкование, т.к. во втором концентре происходит возвращение к тому же событийно-хронологическому ряду (хотя и более насыщенному), что и в первом. Проще говоря, в 10-11 классе учащиеся начинают изучать историю снова, с древнейших времен до наших дней, только на более высоком уровне,  но с меньшим количеством часов. Эта проблема до сих пор недостаточно исследована, поэтому учителю приходится браться за ее разработку на свой страх и риск, методом проб и ошибок.

     Выход, на мой взгляд, может быть в личностно ориентированной направленности образовательного процесса, который позволяет реализовать индивидуальные возможности и способности учащихся, вследствие чего историческое образование будет играть значимую роль в достижении важнейшей цели современной школы - социализации личности. Трудно сказать, насколько такой подход может быть реализован в общеобразовательных государственных школах (вследствие большой наполняемости в классах), но в частной школе, где в классах от 4 до 7  человек это вполне выполнимо.

Дворцов Андрей Владимирович,

методист,

учитель высшей категории школы «РОСТ»

 

Наша цель: вырастить здоровое, одаренное и успешное поколение!
новости
 
Хотите подписаться на новости о школе?
  
 
 
Центр образования РОСТ 194021,
Санкт-Петербург, ул. Болотная д.2/1