Сегодня 19 Августа 2018 г. 06:37
 




?????? ???????????
Что такое дорога жизни?

Попытка прорыва.

 «Невский пятачок»

В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов − Ленинградского и Волховского − в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Один из командиров вспоминает в своих мемуарах, как в начале 1942 г. он решил выяснить, какое расстояние смогут самостоятельно пройти его ослабевшие солдаты без длительной остановки. Выяснилось, что у большинства силы иссякали через 400 метров, а по плану командования нужно было пройти 800 метров.

Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» − узкой полосе земли шириной в 300−500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя − иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941−1943 гг. на «Невском пятачке» погибло более 300 000 советских солдат.

В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе же 1943 крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осаждённого города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым.

«ДОРОГА ЖИЗНИ»

 «ДОРОГА ЖИЗНИ» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 19411943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.

Нормативы продовольствия

Положение в осаждённом Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля. 11 февраля были введены новые нормы снабжения: 500 граммов хлеба для рабочих, 400 − для служащих, 300 − для детей и неработающих. Из хлеба почти исчезли примеси. Но главное − снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо − мороженая говядина и баранина. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом.

Сокращение уличных смертей

Весной 1942 г., в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если, по данным официальной статистики, в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле − примерно 600, а в мае − всего 50 трупов. В марте 1942 г. все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле−мае 1942 г. произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства, пущен трамвай. Возобновилась работа многих предприятий.

1942. Активизация обстрела

К лету 1942 года руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города.

Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800−900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно.

1943

В 1943 г., когда германское командование осознало, что захватить Ленинград ему, скорее всего, не удастся, количество артиллерийских снарядов, упавших на город, увеличилось примерно в 6 раз.

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения.

                                                  Снятие блокады

27 января 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и 900 дней осады закончились.

Потери населения

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек, и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище. На нём сооружён главный памятник блокаде. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка». На таких вагонетках вывозили прах погибших в близлежащие карьеры.

Звание Города-героя

В 1965 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу в числе первых было присвоено звание Города-героя.

                                              

Ущерб памятникам культуры

 Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё бо́льшим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором, памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Были разрушены Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.

 

                    

                                                    Медаль

На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес. По периметру надпись «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА».
На оборотной стороне медали изображён
Серп и молот. Под ним текст заглавным шрифтом: «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ».
На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди награждённых ею − 15 тысяч детей и подростков.

Принято решение Ленгорисполкома «Об учреждении знака „Жителю блокадного Ленинграда“» № 5 от 23 января 1989 года.
На лицевой стороне — изображение разорванного кольца на фоне Главного Адмиралтейства, язык пламени, лавровая ветвь и надпись «900 дней — 900 ночей»; на оборотной — серп и молот и надпись «Жителю блокадного Ленинграда».
По состоянию на 2006 год в России проживало 217 тысяч человек, награждённых знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

Роль советского военно-морского флота (РККФ) в обороне Ленинграда

Особую роль в обороне города, прорыве Блокады Ленинграда и обеспечении существования города в блокадных условиях сыграли Краснознаменный Балтийский флот (КБФ; командующий − адмирал В. Ф. Трибуц), Ладожская военная флотилия (образована 25 июня 1941 г., расформирована 4 ноября 1944 г.; командующие: Барановский В. П., Земляниченко С. В., Трайнин П. А., Боголепов В. П., Хорошхин Б. В. − в июне-октябре 1941 г., Чероков В. С. − с 13 октября 1941 г.), курсанты военно-морских училищ. Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии.

В самом начале войны была создана Морская оборона Ленинграда и озерного района (МОЛиОР). 30 августа 1941 г. Военный совет войск Северо-Западного направления определил «основной задачей КБФ активную оборону подступов к Ленинграду со стороны моря и недопущение обхода морским противником флангов Красной Армии на южном и северном берегу Финского залива». 1 октября 1941 г. МОЛиОР была переформирована в Ленинградскую военно-морскую базу (адмирал Ю. А. Пантелеев).

Действия флота оказались полезными в ходе отступления в 1941 г., обороны и попыток прорыва Блокады в 1941-43 гг., прорыва и снятия Блокады в 1943-44 гг.

Стоит выделить следующие направления деятельности флота, имевшие важность на всех этапах Ленинградской битвы:

  • В боях на суше участвовали кадровые бригады морской пехоты и подразделения моряков с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. В ряде случаев ключевые участки − особенно на побережье − героически оборонялись неподготовленными и малочисленными морскими гарнизонами (оборона крепости Орешек). Части морской пехоты и пехотные части, сформированные из моряков, блестяще проявили себя при прорыве и снятии Блокады. Всего из состава КБФ в 1941 г. в Красную Армию для действий на сухопутных фронтах были переданы 68 644 человека, в 1942 − 34 575, в 1943 − 6 786, не считая части морской пехоты, входивших в состав флота или временно переданных в подчинение войсковым командованиям.

Корабельная и береговая артиллерия (345 орудий калибром 100−406 мм, в случаях необходимости задействовалось более 400 орудий) эффективно подавляла батареи противника, содействовала отражению сухопутных атак, поддерживала наступление войск. Флотская артиллерия оказала крайне важную артиллерийскую поддержку при прорыве Блокады, уничтожив 11 узлов укреплений, железнодородный эшелон противника, а также подавив значительное количество его батарей

  • калибром 100−406 мм, при этом до 60 % снарядов было израсходовано на контрбатарейную борьбу.
  • Успешно действовала бомбардировочная и истребительная авиация флота. Кроме того, в августе 1941 г. из частей ВВС КБФ была сформирована отдельная авиагруппа (126 самолетов), оперативно подчиненная фронту. В ходе прорыва Блокады более 30 % используемой авиации принадлежало флоту. За время обороны города было совершено более 100 тысяч самолето-вылетов, из которых около 40 тысяч − для поддержки сухопутных войск.

Кроме роли флота в боях на суше стоит отметить непосредственную деятельность в акватории Балтийского моря и Ладожского озера, также оказывавшую влияние на ход боев на сухопутном ТВД:

  • Обеспечение функционирования «Дороги жизни» и водного сообщения Ладожской военной флотилией. В осеннюю навигацию 1941 г. в Ленинград было доставлено 60 тыс. тонн грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия; из города было эвакуировано более 30 тысяч человек; из Осиновца на восточный берег озера было перевезено 20 тысяч красноармейцев, краснофлотцев и командиров. В навигацию 1942 г. (20 мая 1942 − 8 января 1943 гг.) в город было доставлено 790 тысяч тонн грузов (почти половину грузов составило продовольствие), из Ленинграда были вывезены 540 тысяч человек и 310 тысяч тонн грузов. В навигацию 1943 г. в Ленинград было перевезено 208 тысяч тонн грузов и 93 тысячи человек.
  • Операции на морских и озерных коммуникациях противника (в первую очередь − силами подводных лодок, торпедных катеров, авиации).
  • Эвакуация баз и изолированных группировок советских войск. В частности − эвакуация из Таллинна в Кронштадт 28-30 августа, из Ханко в Кронштадт и Ленинград 26 октября − 2 декабря, из района сев.-зап. побережья Ладожского озера в Шлиссельбург и Осиновец 15-27 июля, с о. Валаам в Осиновец 17-20 сентября, из Приморска в Кронштадт 1-2 сентября 1941 г., с островов Бьеркского архипелага в Кронштадт 1 ноября, с островов Гогланд, Тютерс и др. 29 октября − 6 ноября 1941 г. Это позволило сохранить личный состав − до 170 тысяч человек  − и часть военной техники, вывезти гражданское население, усилить войска, оборонявшие Ленинград. Из-за действия авиации противника и минной обстановки в ряде случаев имелись тяжёлые потери.
  • Проведение десантных операций, отвлекавшие значительные силы противника в начале войны (к сожалению, ряд из них закончился трагически) и позволявшие успешно наступать в 1944 г., ; в 1941 г. КБФ и Ладожской флотилией было высажено 15 десантов, в 1942 − 2, в 1944 − 15.
  • Предотвращение десантных операций противника (наиболее известно уничтожение немецко-финской флотилии и отражение десанта в ходе боя за о. Сухо, Ладожское озеро, 22 октября 1942 г.

За заслуги в ходе обороны Ленинграда и Великой Отечественной войне в целом 66 соединений, кораблей и частей КБФ и Ладожской флотилии были удостоены правительственных наград и отличий в ходе войны. В то же время безвозвратные потери личного состава КБФ в ходе войны составили 55 890 человек, из которых основная часть приходится на период обороны Ленинграда.

Наша цель: вырастить здоровое, одаренное и успешное поколение!
новости
 
Хотите подписаться на новости о школе?
  
 
 
Центр образования РОСТ 194021,
Санкт-Петербург, ул. Болотная д.2/1