Сегодня 17 Августа 2018 г. 02:07
 




?????? ???????????
Главная/Новогодниие ёлки 17-18/Статьи/Воспитательные возможности компьютерных игр
Воспитательные возможности компьютерных игр

Домашние компьютеры чаше всего используются не только для работы и обучения, но и для игр. Неизбежно встает вопрос правильного выбора - какие компьютерные игры развивают ребенка, а какие из них имеют сомнительную ценность.

Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Чаще всего на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками применяются различные модификации системы ЛОГО. Главный ее принцип - управление графическим объектом (например, черепашкой), рисующим изображения различных предметов: дом, дерево, цветок, самолет. Используется простейший набор команд, доступный пониманию ребенка: вперед, назад, влево, вправо, в центр, очистить изображение. В ЛОГО ребенок незамедлительно видит результат своих действий и, что самое важное, имеет право на ошибку, а в процессе исправления ошибок постепенно совершенствует свою программу, получая новые знания и не испытывая дискомфорта от боязни что-то сделать не так. Дети с помощью ЛОГО усваивают такие понятия, как форма, цвет, величин; развивают наглядно-образное мышление, воображение, креативность; тренируют внимание и память. Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Агентурные (приключенческие) игры - оформлены как мультипликационный фильм с интерактивными свойствами - возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать неплохой сообразительностью и развитым логическим мышлением.

Стратегии. Основная цель стратегических игр - управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками, энергией или др. составляющими (юнитами). При этом зачастую необходимо осуществлять долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Стратегические игры развивают в ребенке усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Аркадные игры. Для данного жанра характерно поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило в конце каждой миссии игроку необходимо справиться с главным противником. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Рекомендуется устанавливать ограничение таких игр по времени.

Ролевые игры. В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет отдельную роль или функцию. Задача героев - совместными усилиями исследовать виртуальный мир с целью выполнения поставленной в начале игры задачи. Принцип ролевой игры - использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте, т.е. то, что не получается у одного с легкостью может получиться у другого.

3D - Action. Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: 'Убей их всех!' Повышенная степень виртуальности достигается за счет трехмерной графики и спецэффектов. Это сугубо развлекательный тип игр. Они развивают моторные функции, но плохо - познавательные, при этом сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо соблюдать чувство меры.

Логические игры. Их полезность состоит в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок (например, задачи на перестановку фигур или составление рисунка), которые должен решить играющий.

Стимуляторы (имитаторы). Обычно эти игры имеют в своем названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спорт- и др. В этих играх разработчиками большое значение придается реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды.

Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что игры одного жанра, безусловно плохи, а игры другого жанра хороши. Многое зависит от конкретной игры. Но с уверенностью можно констатировать, что компьютерные игры развивают в детях навыки исследовательской деятельности. Определить содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам:

  • ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему самостоятельно; o внимательно наблюдает и анализирует текущую ситуацию (возможно размышление вслух);
  • делает выводы из наблюдений;
  • действует в соответствии с полученными выводами;
  • в случае ошибки корректирует свои действия и пытается решить проблему другим путем.

Самое главное - отношение к игре ребенка. Взрослым необходимо иметь так называемую информационную культуру и воспитывать ее в детях. При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Рекомендации родителям для эффективного и правильного применения игровых программ:

  • Необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка.
  • Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным.
  • Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребенка и характером игры.Если ритм игры напряжен, то она не должна быть продолжительной. Мнения по поводу допустимой продолжительности игровых сеансов сильно отличаются, но главный принцип должен выполняться неукоснительно - нельзя играть в ущерб другим занятиям.
  • Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода - человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  • Некоторые игры хорошо подходят для совместной работы взрослого и ребенка, особенно адвентурные и ролевые. Совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка.
  • Обратите внимание на систему управления игрой и системные требования к компьютеру. При несоответствии требований некоторые игры могут вызывать у ребенка лишь раздражение от своей неповоротливости.
  • У детей 5-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому при неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жесткости, агрессивности и чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в 'уходе' в виртуальный мир компьютера.

 

В. Моторик Аспирант MГПУ, кафедра педагогики начального обучения

Наша цель: вырастить здоровое, одаренное и успешное поколение!
новости
 
Хотите подписаться на новости о школе?
  
 
 
Центр образования РОСТ 194021,
Санкт-Петербург, ул. Болотная д.2/1