Сегодня 19 Августа 2018 г. 06:34
 




?????? ???????????
Экономика в школе

Соседский десятилетний ребенок знает, как рассчитать равновесную рыночную цену, а его сестренка любит порассуждать о причинах дефолта и роста цен на фондовых биржах. Думаете, их папа профессор, а вместо сказки про Золушку читал им в детстве томик Маркса «Капитал»? А вот и не угадали. У современных школьников появилась уникальная возможность изучить «взрослую» экономику в  доступной «детской» интерпретации. 

Экономика как школьный предмет стала появляться в нашей стране в середине 90-х годов. За этот недолгий срок  преподавание экономики в школе  не только не  было прекращено, но и  наоборот стало стремительно развиваться практически во всех государственных и частных школах, а заинтересованность преподавателей, учеников и их родителей растет с каждым днем.

На данный момент существует несколько подходов к изучению этой сложной науки, причем каждая школа выбирает свой.

Бизнес-ориентированный подход. Основа - освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматель выбирает, планирует и ведет собственное дело. Школьники разрабатывают настоящий бизнес-план, выбирают нишу для собственного бизнеса и создают  креативные идеи для его развития.

Теоретизирующий подход. Экономика преподается как в университете, отдельно читаются экономическая история, микроэкономика, бухгалтерский учет. В данном случае школьнику сложно воспринимать большой объем информации, знания не укладываются в систему и интерес к предмету может быстро иссякнуть.

Культурно-функциональный подход. Главная задача состоит в формировании общей культуры и изучении сути экономических процессов и явлений.

Академический подход. Цель – дать  упрощенное, но целостное представление об основах экономики, чтобы создать учащимся базу для обучения в вузах.

По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся  принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе. Ученики создают виртуальную фирму, выбирают ее организационно-правовую форму и составляют необходимые для  государственной регистрации учредительные документы (Устав,  Учредительный договор, Протокол создания, Заявление о регистрации). Школьники распределяют должности, определяют организационную структуру и стратегию развития бизнеса, ведут делопроизводство и бухгалтерию. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.

Экономические знания нужны всем детям, не зависимо от того какую профессию они выберут в будущем. Не смотря на это, не все школы могут позволить себе введение данного предмета.

До сих пор   нет еще четкой концепции экономического образования в школе. Преподаватели  используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться в бизнес среде. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок к обучению. В любом случае нужно начинать с азов, постепенно возвращаясь к изученным вопросам, расширяя и углубляя их. Метод обучения, доступность и качество изложения материала – вот основы успешности курса. Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес к предмету, позволяют пережить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить отличные знания.

Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников.

К сожалению, иногда школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

  • Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.
  • Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.
  • В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.
  • Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Главная задача учителя – сделать так, чтобы ученик был вовлечен в рабочий процесс и был открыт к усвоению новой информации. Преподавание экономики целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают получить полезные навыки. Например, создать воображаемую  школьную компанию,  в которой ученики приобретут навыки предпринимательской деятельности. Контакт ученика и учителя – вот основа успеха.

Радость Общения в Совместном Творчестве!
Важные события
18.10.17
.  Подробней
18.10.17
.  Подробней

новости
18.10.17
.  Подробней
18.10.17
.  Подробней
 
Хотите подписаться на новости о РОСТе?
  
 
 
Центр образования РОСТ 194021,
Санкт-Петербург, ул. Болотная д.2/1